Как общаться с заказчиками и защитить себя от кидалова?

Кто такие заказчики? Такие же люди, как и мы с вами. Но фриланс — это своеобразный вид бизнеса, поэтому и отношения между вами и заказчиком должны определяться с помощью кое-каких простейших правил общения деловых людей. Ни вам, ни ему не хочется тратить зря время на выяснение отношений из-за неправильно начатого общения.

Поэтому рекомендуем вам ознакомиться с тем, что будет написано ниже, с целью предостеречь себя от ошибочного поведения с заказчиком.

1. Соблюдайте вежливость. В последнее время в Интернете появилось огромное количество слов-паразитов, которые так и норовят проскользнуть в обычной речи. Но если ваши друзья и родные закроют глаза на ваш «албанский», то работодателю это очень не понравится. Он же с вами уважительно разговаривает. Недопустимо также обращение на «ты», по крайней мере, с первых же минут общения. Русский язык, в отличие, скажем, от английского, позволяет обращаться к человеку уважительно. Даже если вы по натуре рубаха-парень, забудьте об этом, если не хотите потерять ценного заказчика. В дальнейшем, по обоюдному желанию вас и вашего работодателя можно будет перейти на «ты», особенно если вы собираетесь сотрудничать продолжительное время. Интернет стирает возрастные рамки. Только помните, что дружеские отношения с заказчиком надо сохранять, но нельзя забывать, что ваша работа должна быть оплачена. Лучше всего, если дружить вы будете, уже закончив проект.

2. Грамотность. Мы уже говорили об этом и еще раз повторим, что грамотность — ваше оружие в общении с заказчиком. Лучше, если вы постараетесь повысить уровень своего знания русского языка, прочитав один-два учебника. Обычно там есть все основы, которых вполне достаточно на первое время. Пишите имена и названия с заглавной буквы, ставьте знаки препинания. Если вы сомневаетесь в своих силах, перечитывайте текст сообщения, прежде чем отправлять его заказчику. Можно доверить проверку MSWord или OpenOffice. В них встроены достаточно сильные справочники по орфографии и пунктуации.

Идем дальше. Рассмотрим конкретные ситуации, когда фрилансер попадает в передрягу, и подумаем, что можно сделать в этих случаях и как не дать заказчику выкинуть неприятный трюк.

3. Вы потратили время на работу над проектом и ждете от заказчика долгожданной оплаты, ради которой все это и затевалось. Причем вы умудрились уже отправить готовую работу по почте, даже не догадываясь, что можете быть обмануты. К сожалению, интернет не дает гарантий, что ваш работодатель — добросовестный человек, которому не хочется понижать свою сетевую репутацию отзывом от разгневанного исполнителя.

Что делать: начинать работу, получив предоплату или заключив договор. Не отдавайте работу, если вам ничего не выплатили заранее. Кроме того, на многих биржах фриланса существует возможность сделки без риска. Заключив такую сделку с работодателем, вы будете уверены, что вам точно оплатят ваше потраченное время.

4. Потенциальный заказчик вызывает у вас интуитивные подозрения насчет его добросовестности. Информации о себе дает очень мало, а, порывшись в поисковиках, вы обнаруживаете его в «черных списках». Даже если ничего плохого найти не удается, но вы видите много негативных отзывов о нем, стоит задуматься.

Что делать: искать информацию и не работать с клиентом, у которого слишком много тайн.

5. Заказчик не хочет составлять договор, отказываясь от него под любыми предлогами.

Что делать: удирать от такого работодателя со всех ног, ведь заключение договора — это гарантия не только получения вами выплаты, но и залог того, что вы обязательно сделаете эту работу.

6. Заказчик не предоставил вам никакого технического задания. В этом случае он легко может попросить вас доделать вот это и прикрутить еще вон то. А вы не сможете отказать, сославшись на то, что в ТЗ этого прописано не было.

Что делать: либо не браться за работу без технического задания, либо приложить массу усилий, чтобы убедить заказчика в его необходимости. Если не получиться договориться с работодателем уже на этом этапе, то вряд ли в дальнейшем у вас сложатся хорошие отношения.

Советуем заглянуть на это сообщество: http://www.free-lance.ru/commune/?id=47. Здесь фрилансеры пишут о недобросовестных заказчиках, не выполнивших условия сделки. Может быть, вы найдете здесь своего заказчика?

* * *

Вообще, перечислять все случаи, которые могут произойти, занятие безнадежное. Как говорится, сколько людей, столько и ситуаций. Если вы действительно не хотите провалиться на начальном этапе работы, то уже сейчас проявите осторожность (только не переусердствуйте!) в выборе будущего заказчика. Обязательно ознакомьтесь с его профайлом на сайте: есть ли у него положительные отзывы от фрилансеров, давно ли он зарегистрировался, были ли у него другие проекты. Чем больше вы соберете информации по делу, тем лучше.

Но, даже проявив все меры предосторожностей, есть шанс нарваться на лохотронщика. Почти нулевой, но он все-таки есть. Что ж, не принимайте это близко к сердцу, в конце концов, на ошибках тоже учатся. Если есть время и желание, можно этому работодателю написать отрицательный отзыв или где-нибудь на форумах рассказать свою историю с указанием имени обманщика. Может быть, это поможет кому-нибудь не нарваться на мошенничество, а вы будете отомщены.

Добавить комментарий