Демпинг или FAQ по конкуренции

С каждым новым днем рынок удаленной работы набирает силу и вес за счет притока всё большего количества специалистов. Популярность удаленной работы объяснять не нужно — это и независимость, и возможность заниматься любимым делом, получая за это действительно хорошие деньги — у каждого фрилансера найдутся свои «пять копеек» в копилку плюсов удаленной работы.

Биржа удаленной работы представлена огромным количеством высококлассных специалистов и новичков, которые предлагают услуги дизайнера, иллюстратора, программиста, копирайтера, переводчика, оптимизатора и прочих специальностей.

Несмотря на всю привлекательность биржи удаленной работы, каждый фрилансер рано или поздно сталкивается с «подводными камнями». Основными минусами удаленной работы для фрилансера чаще всего называют отсутствие гарантии платежеспособности заказчика или так называемое «кидалово», необоснованная конкуренция и демпинг.
Для начала, давайте попробуем определиться с конкуренцией и демпингом в удаленной работе. В рамках данной статьи невозможно было бы осветить все стороны «необоснованной конкуренции» и «демпинга», но мы надеемся, что она сможет объяснить фрилансерам основные вехи этой проблемы. Мы попытались дать ответ именно на те вопросы, которые чаще всего возникают на биржах и форумах удаленной работы.

Что такое «демпинг»?

Демпинг (от англ. dumping, буквально — сбрасывание, от dump — сбрасывать) — это экономический термин, который применяется для обозначения продажи товаров монополиями, фирмами, на внешних рынках по бросовым ценам, т. е. по ценам ниже издержек производства (по материалам БСЭ).
Исходя из этого определения, очень трудно понять, почему данный термин стали так активно употреблять для обозначения сброса цен на бирже удаленной работы. По некоторым параметрам данный термин действительно соответствует обсуждаемому явлению, т.е. присутствие таких элементов демпинга, как «искусственно заниженная цена», «средняя розничная цена на услугу», «вытеснение конкурентов».
С другой стороны, было бы логичнее называть такое явление «конкуренцией», т.е. соперничество экономических субъектов; элемент, который позволяет уравновесить спрос и предложение в удаленной работе. Но и тут имеются некоторые несоответствия. Изначально, конкуренция подразумевает честную борьбу, целью которой является — улучшение качества производимого товара или услуги.
Таким образом, мы приходим к выводу, что «демпинг» в удаленной работе есть ни что иное, как недобросовестная или нечестная конкуренция.

Кто подвержен «демпингу» в удаленной работе?

Исходя из своего опыта удаленной работы, могу смело утверждать, что демпинг присутствует на всех уровнях удаленной работы. Независимо от того, опытный ли вы специалист или нет, всегда найдется фрилансер, который сделает эту работу на тысячу-другую дешевле.
Но даже в этом вопросе есть небольшой нюанс. В определенных кругах и тематических сообществах фрилансеров бытует мнение, что уникальная профессиональная работа находится вне конкуренции, что в этой сфере демпинга нет. Я считаю это мнение правильным.
Если вы нашли свою нишу среди востребованных услуг, если вы создаете уникальный продукт, если ваше творчество оригинально и неповторимо — демпинг для вас не страшен. У вас нет конкуренции и быть не может.
Таким образом, наш ответ — «демпинг» существуют только для новичков, дилетантов и «кидал».

«Демперы» — кто они?

Действительно, в удаленной работе мы очень часто встречаемся с такими явлениями, целью которых является яркое и быстрое проникновение в сферу фриланса с точным расчетом на то, что в будущем все «убытки» оправдаются. Другими словами, фрилансер прибегает к демпингу, если он любым способом хочет получить данный заказ, иногда даже бесплатный, но таким образом он пополнит свое портфолио, поднимется в рейтинге и тогда возместит свои убытки. Логично?
На мой взгляд, все этим минусы можно рассмотреть с абсолютно другой стороны и тогда эти факторы сыграют вам на руку. Особого секрета тут нет, достаточно просто самоопределиться и понять, к какой категории фрилансеров вы себя относите: «Я — создатель уникального продукта», «Я — новичок», «Я — кидала».
Категория «Я — создатель уникального продукта» подразумевает под собой сочетание высокого качества работ и соответствующей ценовой планки. Фрилансеры этой категории — это специалисты с опытом, обширным портфолио, работами по известным брендам. Позиция этой категории фрилансеров стабильна, им не нужно отмечаться в проектах в поисках заказов. Они знают себе цену.
«Я — новичок» — это достаточно обширная категория фрилансеров, которая вмещает в себя не только начинающих фрилансеров, но и сформировавшихся оффлайновых специалистов, которые только начинают работать в сети. Они не ориентируются в ценах, готовы сделать любую работу за любые деньги, чаще бесплатно — за отзыв.
К категории «Я — кидала» можно отнести тех фрилансеров, которые сознательно приходят в удаленную работу с целью легкой наживы — и они ее получают. Распознать «кидалу» достаточно легко, но для этого нужно с ним столкнуться, поручить работу, дать предоплату и остаться у «разбитого корыта».

Для первой категории фрилансеров демпинг не страшен, а порой выступает даже плюсом, так как у заказчика срабатывает эффект «от обратного» — «если люди требуют мало, значит это «дешевая» работа, нужно обращаться к дорогому специалисту». И обращаются, как бы не удивительно это звучало, и получают гарантии, качество и положительные эмоции.
Новички получают свои кровные за работу, они не переживают негатив от конкуренции, так как сами его создают. Люди просят 5$ — они их и получают. Могли бы и больше заработать, но профессионализма не хватает, рейтинг маловат или нет той наглости, что у «кидал».

Зачем и почему?

Биржи удаленной работы — это жесточайший бизнес, в котором спрос на услуги значительно уступает предложению. Установлено, что на каждого заказчика приходится по *** фрилансеров. Конечно, в такой ситуации дело может доходить до абсурдного — «я Вам заплачу, только отдайте мне заказ!».
Начинающий фрилансер берет за работу не так много, он находится на стадии оформления портфолио, он учится и работает одновременно. Проходит время, когда человек набивает руку, накапливает постоянных заказчиков и повышает ценовую планку. Таким образом, он отсеивает от себя любителей халявы.
Прелесть и недостаток удаленной работы — это различия в экономике того или иного региона, в котором проживают специалисты. Для Оренбурга 150$ — это средняя заработная плата за месяц, а для Москвы — это деньги «на кино». Естественно, чувствуя, что ты можешь понизить стоимость заказа и не остаться в убытке способствует «демпингу». При этом качество работы ни коем образом не страдает, так как специалисты-профессионалы есть и в Москве, и в любом другом регионе РФ и странах СНГ.

А заказчикам выгодна конкуренция и «демпинг»?

В каких то случаях да, а в каких то нет. Эффект «распродаж» и «скидок» привлекает многих. В данном случае демпинг действует как приманка — «я сделаю лучше и дешевле!». Не нужно верить словам и заманчивым ярлыкам, уважаемые заказчики.
Не заказывайте работы исходя из стоимости услуг! Это не громкие слова фрилансера, это выстраданный опыт меня — заказчика, который был накоплен при помощи сотрудничества с разными людьми. Желая получить идеальный результат за меньшие деньги, мы на 90% сталкиваемся с новичками, неудачниками и «кидалами». Хорошая работа не может стоить дешево.
Если на ваш проект в 200 долларов фрилансер предлагает вам 100$ за свои услуги, то вы должны призадуматься — зачем ему снижать цену? Стоит изучить портфолио, просмотреть резюме, пообщаться с человеком, в конце концов.
Заказчик находится в более выгодном положении. Он может диктовать свои условия, заказать проект без предоплаты и посмотреть на результат. Если работа оказывается хуже, чем хотелось бы, то можно отказаться от сотрудничества и пойти дальше — единственное что теряет заказчик — это время.
Так или иначе, не стоит «стелиться» перед заказчиками, их нужно удерживать! Удерживать приятным (читай, адекватным) сочетанием качества и цены своих работ.

Как бороться с «демпингом» и конкуренцией?

Биржи удаленной работы могут создавать платные аккаунты и портфолио, делать платный доступ, рассчитывая на то, что недобросовестный фрилансер не станет тратить деньги на оплату этих услуг и отсеется. Не помогает, посмотрите сами.
Другим предполагаемым способом считается организация элитарных бирж удаленной работы, которая позволит отсеять «шелуху» и даст профессионалам зарабатывать и развиваться — опять же, мы приходим к так называемым закрытым сообществам фрилансеров, где не так просто найти работу.
Еще один способ борьбы — это обезопасить себя официальным договором. Только фрилансер боится стать легальным рабочим и работать по договору, а ведь это один из самых эффективных способов борьбы с незаконной конкуренцией. Вы обеспечены постоянной удаленной работой с фиксированной ставкой.
Друзья, я задаюсь другим вопросом: а нужно ли с этим бороться?
Повышайте свой профессиональный уровень, творите, развивайтесь — вот тогда действительно никакая конкуренция вам не страшна.

Резюме

Подводя итоги всему вышесказанному, с коим вы, конечно же, можете не согласиться, можно сделать следующие выводы:

· Вы можете конкурировать, но должны держать марку и не опускаться до нечестной борьбы со своими коллегами. Такие ценовые «бои без правил» приводят только к понижению социального и экономического статуса фрилансера.

· Оценивайте свои работы адекватно. Заниженные цены — это не плюс для вашего имиджа, а завышенная цена может совсем оттолкнуть от вас заказчиков, которых, возможно, устроили бы ваши «средние» работы.

· Развивайтесь, творите — становитесь специалистом в своей нише и тогда никакой «демпинг» вам не страшен, ибо у качественной и уникальной работы действительно нет ценовой конкуренции. Выживают сильнейшие!

Добавить комментарий